Цвет в оформлении художественного произведения

09.09.2017

По данным учёных человеческий глаз способен различать до семи миллионов различных оттенков цвета. В сравнении с таким количеством широчайшая гамма цветов картона для паспарту NielsenBainbridge (“НильсенБэйнбридж»), представленная на российском рынке компанией НеоАрт, может показаться бедной!

Но если серьёзно, то гамма цветов нашего картона для паспарту достаточна для самого изысканного подбора. Однако многие наши клиенты-оформители с незавидным постоянством день за днём используют одни и те же оттенки серого, тёмно-зелёного и коричневого паспарту. Или применяют для оформления оттенки только одного цвета -основного цвета оформляемой картины. Если на картине зелёный лес, багет и паспарту будут зелёными, если синее море – синими. Такое применение цвета делает оформление либо оптически несбалансированным, либо просто скучным, и поэтому - неубедительным для заказчика.

Впрочем, наших коллег-оформителей можно понять – не имея необходимых знаний и опыта, они боятся ошибиться и выбирают «безопасные» варианты. Между тем умение пользоваться цветом – это ключевой навык, необходимый дизайнеру–оформителю для обеспечения успешных продаж в багетной мастерской или галерее. Искусство художественного оформления в России впредь будет развиваться по пути совершенствования цветового подбора, ведь за прошедшие годы клиенты багетных мастерских уже доказали, что способны по достоинству оценить выразительность и богатство цветовых решений в оформлении изображений.

Психологами доказано: первое впечатление от художественного оформления с использованием паспарту складывается на основе колористической композиции, которую составляют колорит оформленного изображения, цвета паспарту и цвет багетной рамы.Цветовая гамма сохраняется в памяти намного дольше, чем детали или пропорции. Даже в случаях, когда работа требует лаконичного скупого оформления, не упускайте свой шанс, работайте с цветом: правильный подбор цветовой гаммы оформления заставит цвета изображения лучиться, словно изливаясь в окружающий интерьер, и даже один-единственный цветовой акцент в оформлении может сделать Вашу работу выразительной и запоминающейся.

Мы не претендуем на то, чтобы дать Вам в руки учебник по «цветоведению», но хотели бы познакомить Вас с некоторыми терминами и понятиями теории цвета, а также дать некоторые советы по оформлению и обратить ваше внимание на «подсказки», которые могут содержаться в цветовой гамме оформляемой работы.

Каждый цвет занимает определенное положение на стандартном цветовом круге, который представляет собой непрерывность цветовых переходов. Сектора круга окрашены в различные цветовые тона, размещенные в порядке расположения спектральных цветов.

Цветовой спектрПервичные (основные) цвета - это красный, жёлтый и синий. Первичными они называются потому, что путём их смешивания можно получить все остальные цвета спектра цветового круга, а путём их смешивания с добавлением чёрного и белого цветов – все видимые человеком оттенки цвета. При этом первичные цвета невозможно получить в результате смешивания других цветов.

Вторичные (составные) цвета получаются путем попарного смешивания первичных цветов: оранжевый, зелёный и фиолетовый.

Третичные цвета получаются путем попарного смешивания первичного и вторичного цветов в равных долях.

Хроматические цвета. Все цвета, кроме белого, черного и серого.

Ахроматические цвета. Чёрный, серый и белый цвета носят название ахроматических (в буквальном переводе с греческого – бесцветных). Они относятся также к нейтральной цветовой гамме. Это означает, что они могут быть использованы дизайнером-оформителем в работе с минимальным риском нарушения цветового баланса художественного оформления.

Ахроматическая (или тоновая) шкала. Шкала серого цвета (от 100% чёрного до 100% белого) – называется ахроматической (бесцветной) или тоновой шкалой.

Тёплые и холодные цвета. Цвета делятся на тёплые и холодные. В составе тёплых красок больше жёлтого и красного, в составе холодных велика концентрация синего (к холодным цветам относятся фиолетовый, голубой и некоторые оттенки зелёного).

Чёрный и белый цвета – это оттенки одного цвета: серого, который получается путём смешивани чёрного и белого цветов. В этом смысле 100% белый цвет – это серый цвет, в котором составляющая чёрного равна нулю, а 100% чёрный – это серый без добавления белого.

Дополнительные (или комплиментарные) цвета. Цвета, расположенные напротив друг друга на цветовом круге.

Смежные дополнительные цвета. Цвета, расположенные в углах основания равнобедренного треугольника, вписанного в цветовой круг. Цвета являются смежными дополнительными (или смежными комплиментарными) для цвета, представленного в сегменте круга, на который указываетвершина этого треугольника.

Цвета диады. Два цвета, находящихся через один сегмент друг от друга на цветовом круге. Пример: красный и оранжевый.

Цвета триады. Вершины равностороннего треугольника указывают на три сегмента цветового круга, цвета на которых равноудалены друг от друга. Эти цвета называются цветами триады. (Пример самой контрастной, яркой триады -первичные цвета: красный, жёлтый и синий.)

Цвета тетрады. Цвета тех сегментов, на которые указывают углы вписанных в круг прямоугольника и квадрата, называются цветами тетрады. Тетрады - это сочетания цветов четырёх сегментов, равноудалённых (квадратная «тетрада») или практически равноудалённых (прямоугольная «тетрада») на цветовом круге.

Главной задачей для дизайнера-оформителя при выборе цветовой концепции оформления являются идентификация ключевого цвета на оформляемой работе с последующим выбором цвета основного паспарту. Существует несколько стандартных способов решения этой задачи. Один из них, часто используемый дизайнерами-оформителями в США – идентификация ключевого цвета как второго по значению (по яркости, по занимаемой на изображении площади) на оформляемой работе.

Советы дизайнерам-оформителям:

Контрастные сочетания. Цветовые сочетания двух дополнительных цветов; цвета с его смежными дополнительными, триадных, а также тетрадных цветов являются контрастными. Особенно яркими и эффектными являются цветовые композиции с использованием сочетаний спектральных цветов. Сочетания помягче получаются с применением оттенков тех же самых цветов.

Сочетания дополнительных цветов. Использованные в сочетании друг с другом, дополнительные цвета взаимно усиливаются, кажутся более интенсивными и насыщенными. Особенно эффективным является контраст сочетания первичного цвета и дополнительного к нему вторичного. (Пример: сочетание красного и зелёного.) Использование таких сочетаний возможно. Оно может быть очень выразительно, особенно при оформлении цветных, ярких работ,но требует особого умения от дизайнера-оформителя.Вообще, сочетание дополнительных цветов, даже в форме оттенков – всегда достаточно контрастное. Мы рекомендуем использовать дополнительные цвета как акценты в дизайне паспарту – они могут быть цветом нижнего паспарту или цветом окрашенного среза.

Сочетание цвета со смежными дополнительными цветами. Колористические схемы с использованием смежных дополнительных цветов - достаточно контрастные. Необходимо заметить, правда, что по сравнению с сочетаниями дополнительных цветов в таких сочетаниях цветовой контраст немного сглаживается.

Сочетания цветов триады. Нужно сказать, что успешное использование одновременно трёх цветов триады в одном оформлении – редкость. Даже если цвета триады присутствуют на оформляемой работе, и их использование покажется Вам возможным,достичь оптимального результата будет достаточно сложно. Такое оформление рискует оказаться перенасыщенным цветовыми контрастами, несбалансированным.

Сочетания цветов тетрады. Колористические схемы с использованием тетрад довольно контрастны. Глядя на цветовой круг, нетрудно заметить, что в тетрадах сочетаются цвета, являющиеся попарно дополнительными. Контрастность одной из пар при этом гасится контрастностью другой, но всё же использование тетрад потребует от оформителя достаточно изощрённого чувства цветового баланса.В то же время успешное использование цветов тетрады сделает оформление богатым по цвету, насыщенным цветными акцентами

Применение контрастных сочетаний требует от оформителя особого умения и такта. Тут важно не «переборщить», необходимо искусно сбалансировать цвета. Но всё же, если цветовая композиция, состоящая из цветов самого изображения, цветов паспарту и цвета багета получается достаточно гармоничной, но при этом кажется Вам чересчуряркой - нет необходимости обязательно заменять яркие цвета паспарту приглушёнными. Можно «разбавить» такую композицию, добавив к ней ахроматические цвета – белый, серый или чёрный, или кремовый цвет, которыйв художественном оформлении тоже часто используется как нейтральный.

Помимо названных выше типов цветовых сочетаний, возможны смешанные варианты. Допустим, оформление в основном строится на оттенках одного цвета, а акценты выбираются контрастные, с противоположной стороны цветового круга.

Гармоничные сочетания. Другим принципом подбора цветовых сочетаний является принцип гармоничных сочетаний.

Аналогичные цвета. Цвета сегментов, расположенных по соседству друг с другом, называемые аналогичными цветами. Если, например, основным цветом у Вас является синий, то палитра оформления может включать и бирюзовый, расположенный по одну сторону от синего, и/или фиолетовый – по другую. Посмотрев на цветовой круг, Вы увидите, что некоторые гармоничные комбинации могут быть мягкими и спокойными, как жёлтый с весеннее-зелёным. Другие, например, розовый с оранжевым, весьма эффектны. Каков бы ни был Ваш выбор, результат может получиться интереснее, чем если бы вы использовали оттенки только одного цвета.

Сочетания цветов диады. Сочетания цветов, представленных в сегментах, находящихся через один сегмент друг от друга, являются также скорее гармоничными, чем контрастными.

Тональные (нюансные) сочетания. Ещё одним принципом подбора цвета является тональный принцип, когда для оформления работы подбирают оттенки одного цвета, представленные в одном сегменте цветового круга.

Монохроматические цвета. Эти оттенки называются монохроматическими цветами. К примеру, если для оформления работы Вы выбираетежёлтый, палитра может варьироваться от бледно-жёлтого до тёмно-золотистого цвета. Создаётся цельная уравновешенная цветовая композиция, которая может оказаться скучной при оформлении «жёлтой» картины, но очень эффективной, если цвета самого оформленного изображения будут играть роль акцентов.

Еще несколько советов дизайнерам-оформителям:

Освещение заметно влияет на восприятие цветов. Они кажутся теплее и ярче в помещениях с окнами на юг, где больше солнца, в то время как в комнатах на северной стороне освещение обычно холодное, оно приглушает цвета, придавая им сероватый и прохладный «налёт». Электрический свет тоже изменяет цвета. Люминесцентные лампы обычно излучают холодный синеватый свет, а лампы накаливания делают цвета более тёплыми: жёлтый при таком освещении практически теряется, фиолетовый кажется коричневым, а терракотовый – оранжевым. Не забывайте спрашивать Ваших клиентов, при каком освещении будет вывешена оформленная работа, и старайтесь корректировать ваш цветовой подбор с учётом их ответов.

При использовании холодных цветов для оформления изображений необходимо учитывать их способность как бы «отодвигать» изображение вглубь от зрителя, в то время как тёплые цвета изображение к зрителю приближают.

Как упоминалось выше, белый, серый и чёрный, а также множество оттенков кремового цвета являются нейтральными. Они могут служить отличным противовесом ярким и сочным цветам, их хорошо включать в контрастную цветовую гармонию – чтобы уравновесить слишком яркие сочетания.

В комбинации с различными оттенками коричневого нейтральные цвета создают очень спокойную и приятную, так называемую экологическую гамму.

Нелегко выбирать цвета. Не менее сложно решить, в какой пропорции цвета должны быть представлены в оформлении работы. Оформление, в котором разные цвета присутствуют в равных долях (занимают одинаковую площадь), с точки зрения цветового подбора, выглядит несбалансированным. Примеры такой несбалансированности: багет одинаковой ширины с полем основного паспарту или одинаковые по ширине паузы на многослойном паспарту. Советуем, поля паспарту почти всегда делать заметно шире багета, а паспарту подбирать тройным (если это не противоречит стилю изображения), причём паузы второго и третьего паспарту делать заметно разными.

Немного о цветах:

Красный цвет. Этот цвет доминирует на цветовом круге, и есть большая вероятность, что он будет доминировать в цветовой композиции, составленной из изображенияи его оформления. Красный – очень разный. Он может быть тёплым и стимулирующим, раздражающе-резким, а розовые оттенки, полученные смешением красного цвета с белым – могут оказаться и приторно-сладкими, и нежно-выразительными. Богатая гаммабордовых, красно-бурых и терракотовых оттенков может быть эффектноиспользована в художественном оформлении.

Желтый цвет.Лёгкий и радостный цвет. Хорошо подходит для оформления работ, висящих в затемнённых помещениях, вроде коридоров и прихожих. Меняется в зависимости от освещения: светлые нежные оттенки вечером воспринимаются почти как белые, более интенсивные оттенки жёлтого при искусственном цвете становятся резкими, «кислотными».

Синий цвет. В восточной философии – цвет души, передающий спокойствие и умиротворение. Обладает способностью «отдалять» изображение. Самый ненавязчивый, легко воспринимаемый цвет круга.

Зелёный цвет. Цвет покоя, релаксации, душевного равновесия. При смешении с жёлтым даёт тёплый оттенок, с синим – холодный.

Чёрный и серый. Чёрный цвет полностью поглощает лучи света, поэтому чёрный паспарту отлично выделяет изображения, а также очень эффектно «работает» в сочетании с неординарными цветовыми комбинациями паспарту и багета. Серый – универсален, гармонирует с любыми цветами. Серый и чёрный цвета хороши для оформления фотографии, какчёрно-белой, так и цветной.

Белый. Его оттенков не сосчитать. Они получаются с помощью смешения белого цвета с каплей любого другого цвета. Особенно часто используются в художественном оформлении оттенки кремово-белого. Эти цвета – мягкие и не такие «стерильные», как чисто-белый.

АртёмТамбиев


Возврат к списку

Стандартный вид